Из истории церквей ХВЕ в Брестской области

Из истории церквей Христиан Веры Евангельской в Брестской области.

Христиане веры евангельской (пятидесятники) – одна из крупнейших конфессий в мире. По данным аналитического журнала «Sojourners Magazine» (август 2006, издаётся в г. Вашингтон, США), верующих этой конфессии в мире насчитывается около 580 миллионов. История пятидесятнических церквей является неотъемлемой частью всего христианского мира.

Началом своей истории пятидесятники считают день Пятидесятницы в Иерусалиме, как об этом рассказывает вторая глава книги Деяний Апостолов: «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:4). Это событие апостолами было определено и оценено как исполнение древнего пророчества из ветхозаветной книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего и будут пророчествовать» (Деян 2:17-18).

И первая же проповедь апостола Петра включала в себя следующее свидетельство об излиянии Святого Духа на каждую плоть: «И так Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 3:2). Первоапостольская церковь решительно подчеркивала, что дар Святого Духа более не является достоянием только некоторых, специально избранных для особой цели отдельных людей, но что это обетование Божие для всех верующих – евреев, самарян и язычников, как об этом заявил апостол Пётр в день Пятидесятницы: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да креститься каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа; Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого не призовёт Господь Бог наш» (Деян 2:38-39).

Так рассказывает Святая Библия об откровении тайны веков – о рождении на земле церкви Иисуса Христа.

К сожалению, в последующие века церковь Христова утратила не только истинное проявление Духа Святого, но и многие истины Священного Писания. В 1054 году церковь разделилась на Западную и Восточную, или Католическую и Православную. В 16 веке внутри Католической церкви возникло протестантское движение. Именно тогда заговорили о возврате к учению Христа и Его апостолов. Но на протяжении всей истории церкви были люди, искавшие исполнения обетования об исполнении Духом. Так, например, в 13-14 веках христиане из движения вальденсов во Франции говорили на иных языках. Были в действии дары пророчества, исцеления. Примером этого может быть Винсент Феррари (1350-1419), который говорил на иных языках и имел дар пророчества, а так же Бог через него совершал чудеса. На территории Руси люди так же искали действий Духа Святого. Есть исторические свидетельства, относящиеся к 1772 году, в которых говориться о пророчествующих и говорящих на иных языках в движении христоверия. Среди молокан в 1833 году имело место массовое излияние Духа Святого с говорением на иных языках. Есть сведения о крещении Святым Духом и проявлении духовных даров среди русских и армян во второй половине 19 века. В начале 20 века Бог начал восстанавливать истину о крещении Духом Святым по всему миру. Христиане разных конфессий всё больше начали искать крещения Духом Святым. 9 апреля 1906 года а США в городе Лос-Анжелесе группа молящихся христиан, пережив духовное крещение, заговорила на иных языках. Этот день принято считать днём зарождения нового движения в христианстве, которое затем было названо пятидесятническим. Название произошло оттого, что на апостолов Дух Святой сошёл на праздник Пятидесятницы.

Объединение церквей Христиан Веры Евангельской в Брестской области, как и все евангельское движение в Восточной Европе, в значительной мере является наследием Реформации. Началом Реформации для Беларуси стало издание 6 августа 1517 года доктором Франциском Скарыной из Полоцка перевода Библии на белорусский литературный язык того времени. Белорусская Библия, изданная Скарыной, значительно опередила подобные издания у соседних народов, став второй после чешской печатной Библией в славянском мире. Вследствие реформаторского движения в Западной Европе в отдельных городах Беларуси образовались протестантские общины кальвинистского и лютеранского направления. Первая на Беларуси протестантская церковь была основана в 1553 году в городе Бресте, имевшая также в своей собственности типографию, где печатались как религиозные, так и светские книги. При каждой церкви были открыты начальные школы, в которых молодые люди учились чтению и письму, а также основам христианской веры. Таким образом, в некоторой мере у белорусского народа пробуждался интерес к евангельской вере.

Вторым фактором возникновения евангельского движения принято считать события первой мировой войны. Многие белорусы имели возможность увидеть жизнь других народов, познакомиться с их христианскими убеждениями. Многие возвращались на Родину с Библией в руках, сформировавшимися евангельскими христианами и основывали евангельские церкви в своих городах и селениях.

Возникновению евангельских церквей способствовали также и эмиграция и реэмиграция белорусов на американский континент. Предприимчивые белорусы, прибывшие на новое место жительства, старались устроить свою жизнь и стать обеспеченными людьми, что им никак не удавалось на своей Родине. Очень скоро переселенцы были охвачены пламенем духовного пробуждения и образовывали славянские церкви пятидесятнического и баптистского направления. И из Америки возвращались на Родину белорусы, нашедшие главное сокровище – живую веру в Христа. В чемоданах возвращенцев самим большой ценностью были Библии, которыми было заполнено все пространство их багажа. Библия на родном языке стала доступна простому народу и, несмотря ни на какие запреты, читалась им. Это дало начало новой религиозной организации – Церкви Христиан Веры Евангельской. Она не имела своих молитвенных домов, не имела почти никакого имущества, не имела подготовленных служителей и проповедников, но имела высокий духовный уровень. Ее самым большим богатством были горячие молитвы и глубокая вера.

В 20-ые годы прошлого столетия это движение охватило Западную Беларусь, вошедшую в результате Рижского мира в состав Польши. Первопроходцами были Григорий Красковский и Степан Ярмолюк, которые выехали на заработки в Америку, где и уверовали в Бога. В 1919 г. Красковский вернулся на родину и начал проповедовать Евангелие в окрестностях Новогрудка. А в 1923 г. вернулся в деревню Орехово (Брестский повет) и Степан Ярмолюк, и уже через год основанная им община насчитывала более сотни членов.

В 1924 году в Кременце состоялся первый съезд пятидесятников Польши, на который собрались проповедники и служители из Западной Украины и Западной Беларуси.

В начале 20-х годов в городе Барановичи уже проповедовалось Евангелие. В числе первых благовестников в городе трудился Онуфрий Мазало. Он жил в деревне Болотцы, около Щёрс, на велосипеде, преодолевая путь примерно 60-80 километров, проводил евангелизацию в Барановичах.

В 1928 г. в Данциге (ныне Гданьск) начала работу Восточно-Европейская миссия «Ассамблей Божьих», которую возглавил Густав Шмидт. Для подготовки служителей при миссии действовали библейские курсы. На их основе в 1930-х гг. в Данциге был открыт Библейский институт, который окончили многие будущие руководители белорусских церквей ХВЕ: И.Косак, И.Кульбицкий, П.Володько, А.Ключник, Г.Селюжицкий и другие. Восточно-Европейская миссия издавала разнообразную религиозную литературу, а также журналы «Путь веры» и «Примиритель».

В 1929 г. в селе Старая Чолница на Волыни был образован Всепольский Союз христиан веры евангельской, который объединил белорусские, польские, немецкие и украинские церкви пятидесятников в один Союз. Председателем Союза ХВЕ избрали Артура Берхгольца. Среди 13 членов руководства Союза были 4 белоруса: Даниил Комса, Степан Ярмолюк, Григорий Красковский и Онуфрий Мазало.

В 1930 г. к Союзу ХВЕ присоединились примерно тысяча евангельских христиан из Пинского повета.

Распространение церквей христиан веры евангельской проходило в нелегких условиях. В Восточной Беларуси, входившей в состав СССР, пятидесятнические церкви были фактически уничтожены. В Западной Беларуси польские власти также чинили христианам веры евангельской различные препятствия. Организовывать богослужения можно было лишь в закрытых помещениях и только для верующих. Общины ХВЕ часто испытывали трудности при получении разрешений на проведение религиозных собраний. Однако даже в таких условиях христиане веры евангельской примерно из 100 церквей Беларуси объединились в четыре районных объединения: Полесское, Новогрудское, Виленско-Молодеченское и Брестско-Пружанское. Полесское и Брестско-Пружанское являются родоначальниками настоящего Объединения Церквей ХВЕ в Брестской области.

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 г. центр Союза ХВЕ в Лодзи и Восточно-Европейская миссия в Данциге практически прекратили свою деятельность. В нацистской Германии, как и в Советском Союзе, деятельность пятидесятнических церквей запретили. Одновременно с приходом Красной Армии в Западную Беларусь среди населения была развёрнута широка антирелигиозная пропаганда. Однако церкви ХВЕ продолжали жить и действовать, а координацию их деятельности осуществлял заместитель председателя Всепольского Союза ХВЕ Иван Калинникович Панько. Начавшаяся в 1941 г. немецкая оккупация принесла новые страдания белорусскому народу. Не минула эта чаша и христиан веры евангельской. Так, в 1943 году был арестован и расстрелян немцами один из организаторов пятидесятнического движения Станислав Недвецкий.

В 1944 г., после прихода Советской Армии, в Вильне был создан Республиканский церковный совет ХВЕ Беларуси и Литвы, возглавляемый И.К.Панько. Совет начал ходатайствовать перед властями СССР о регистрации церквей ХВЕ. Однако советское государство, рассматривая пятидесятников как «чуждый Советской власти элемент», отказывалось их регистрировать. По инициативе Совета по делам религиозных культов при СНК СССР начались переговоры о вхождении христиан веры евангельской во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В августе 1945 г. после длительных обсуждений, руководители церквей ХВЕ Беларуси и Украины И.Панько, С.Вашкевич, А.Бидаш, Д.Пономарчук подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами баптистами в один союз», или, как иначе его назвали, «Августовское соглашение». После его подписания начался процесс объединения, который вызвал недовольство с обеих сторон. Ряд общин ХВЕ отказались от регистрации. По данным Совета по делам религиозных культов, в 1946 г. в БССР присоединились к ВСЕХБ 83 церкви ХВЕ, а 28 церквей действовали нелегально.

60-е годы ознаменовались новой волной преследований верующих. В 1960 году было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». В рамках реализации этого постановления был разработан план о прекращении деятельности всех пятидесятнических общин. Именно в это время в прессе стали публиковаться материалы об «изуверах-пятидесятниках» и совершаемых ими «жертвоприношениях». Эти годы стали очередным испытанием веры для многих руководителей пятидесятнических общин Беларуси. Судебные процессы проходили в Пинском, Столинском, Березовском и других районах области. Многие члены общин ХВЕ привлекались к уголовной ответственности за религиозную деятельность.

В середине 1970-х годов власти пошли на уступки и разрешили церквям ХВЕ регистрироваться автономно. В этот период были зарегистрированы церкви ХВЕ в Кнотовщине, Пинске, Орше, Поставах, Минске, Несвиже, Пружанах. Таким образом, часть церквей находились в подполье, часть - в составе ВСЕХБ, и часть была зарегистрирована автономно.

18 ноября 1989 года представители 118 церквей христиан веры евангельской собрались на конференцию в Минске и приняли решение о создании Союза ХВЕ Беларуси, избрав старшим пресвитером Николая Яковлевича Куркаева, служителя Барановичской общины ХВЕ. Устав Союза христиан веры евангельской в Республике Беларусь и решение о его регистрации были приняты на 1 съезде, прошедшем в Минске 8 февраля 1991. В марте этого же года в Москве прошел 1 съезд ХВЕ СССР. Председателем Союза христиан веры евангельской СССР был избран Роман Иванович Билас, а его первым заместителем — Н.Я. Куркаев. В связи с отъездом Н.Я.Куркаева в Москву, председателем Союза ХВЕ Беларуси в 1991 году был избран Федор Кондратьевич Марчук, который в 1997 году ушел в вечность. В том же году на III Съезде епископом Союза ХВЕ в РБ был избран Сергей Сергеевич Хомич, который несет это служение по настоящее время.

В 2007 году решением расширенного республиканского совета Союз ХВЕ в РБ был переименован в Объединенную Церковь Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь.

В 1994 году Объединение церквей ХВЕ в Брестской области было вновь зарегистрировано государственными органами и находится в составе Объединенной Церкви ХВЕ в РБ. Епископом Объединения в Брестской области в настоящее время является Николай Яковлевич Куркаев.

На 1 января 2008 года богослужения проходят в 152 зарегистрированных церквах ХВЕ. В большинстве церквей работают кружки воскресной школы, проходят молодежные встречи.

Женское служение Объединения церквей ХВЕ в Брестской области проводит работу по предотвращению абортов в клиниках, оказывает психологическую помощь женщинам при семейных проблемах.

С 1995 года в г.Барановичи начала работу миссия «Возвращение». Сотрудники миссии в четырех отделениях в стационарных условиях помогают людям стать полноценными гражданами белорусского общества. 75 процентов прошедших курс христианской реабилитации полностью освобождаются от наркотической и алкогольной зависимости.

В 1997 году при Союзе ХВЕ был учрежден отдел по работе среди заключенных и малообеспеченных слоев населения.

Церкви ХВЕ занимаются и другими различными социальными проектами – получают и распространяют гуманитарную помощь, оказывая поддержку медицинским и образовательным учреждениям республики, различным благотворительным общественным организациям и обществам, а также малоимущим гражданам страны.

Сегодня Белорусская Церковь Христиан Веры Евангельской является самым крупным в стране евангельским объединением, и второй по числу общин конфессий Беларуси. Как и их предшественники много столетий назад, они продолжают нести евангельскую весть своему народу.

Расписание Богослужений:
  • Воскресенье -                 в 10:00 и 18:00
  • Вторник - в 19:00           (Молитвенное служение)
  • Четверг - в 19:00           (разбор Священного писания)
  • Суббота - в 19:00         (Молодежное служение)

 Online трансляция
 служений проходит 
 по воскресным дням
 в 10:00 и 18:00 (GMT+03:00)


Слушать Online Христианское радио "MV"

Google

Пользователь